Знаменитый голландский живописец Винсент ван Гог (Vincent van Gogh) на некоторых своих полотнах изобразил завихрение жидкости с таким реализмом, что эти картины можно назвать "отпечатком пальца турбулентного потока". А представление художника о турбулентном движении сопоставимо с научным методом, которым математическая модель характеризует это явление — теорией 1941 года выдающегося советского математика Андрея Колмогорова.
О данном открытии доктор Хосе-Луис Арагон (Jose-Luis Aragon) из Национального автономного университета Мексики (Universidad Nacional Autonoma de Mexico) и трое его коллег сообщают в своей новой статье.
Статистический отпечаток турбулентности, по словам исследователей, явно присутствует на полотнах "Звёздная ночь" (The Starry Night) 1889 года, "Дорога с кипарисами и звездой" (Road with Cypress and Star ) и "Вороны над пшеничным полем" (Wheat Field with Crows) 1890 года. Эти работы были созданы незадолго до самоубийства, когда ван Гог был психически болен и имел галлюцинации.
Учёные считают, что именно в этот сложный период проявилась уникальная способность художника изображать завихрение жидкости. Картины, написанные живописцем в состоянии "абсолютного спокойствия", не имеют никаких признаков турбулентности.
Мексиканские исследователи взяли цифровые изображения картин и вычислили вероятность того, что два пикселя, находящиеся на определённом расстоянии друг от друга, имеют одинаковую яркость (или светимость). В нескольких работах ван Гога светимость именно так, по Колмогорову, и была распределена — это можно заметить в водоворотах различных размеров.
Пока кажется, что ван Гог — единственный живописец, способный показать турбулентность с такой математической точностью. "Мы исследовали другие полотна нескольких художников и не нашли никакого соответствия вычислениям Колмогорова", — говорит Арагон.
Источник: MEMBRANA