Вы здесь: Главная -> Образование -> Астрономия -> Стоунхендж/Stonehedge: легенды, теории и создатели
Новости науки
2016:
78
2015:
12345678910
2014:
123456789101112
2013:
123456789101112
2012:
123456789101112
2011:
123456789101112
2010:
123456789101112
2009:
123456789101112
2008:
123456789101112
2007:
123456789101112
2006:
123456789101112
Рейтинг@Mail.ru

Стоунхендж/Stonehedge: легенды, теории и создатели

Статья подготовлена Кириллом Бондаревым и Ильдаром Насибуллаевым.

Даты

  • 1900г. до н.э.- начало возведения комплекса
  • 1750г. до н.э.- второй этап постройки (бикеры)
  • 1700г. до н.э.- последний (третий) этап сооружения Стоунхенджа (уэссекцы)

Термины

  • Сарсен - приролная глыба песчаника. Чаще всего сарсены встречаются на поверхности Марлборо-Даунс, что в двадцати милях к северу от Стоунхенджа.
  • Трилит - этот термин имеет греческое происхождение и у потребляется только применительно к Стоунхенджу для описания свободно стоящей конструкции из двух вертикальных камней, столбов, перекрытых сверху третьим (перемычкой).
  • Курган - представляет собой насыпь с захоронениями. На расстоянии нескольких миль от Стоунхенджа были обнаружен почти 350 курганов. Это больше, чем в каком - либо другом районе Британии. Специалисты считают, что ими могли окружить монумент (Стоунхендж), как в наши дни церковь окружается кладбищем, чтобы подчеркнуть религиозную природу сооружения.
  • Оррерий - назван был в честь графа Оррери, представлял собой часовой механизм и использовался для отображения движения планет.

Существовало множество сказаний и легенд об этом странном памятнике с названием Стоунхендж, а некоторые из них, сохранившиеся до наших дней, будут описаны ниже.

Попытки найти объяснение происхождению этого чуда привели к возникновению мифов. Эти мифы были тщательно собраны и переданы потомкам талантливым историком и сказителем XII века Гальфридом Монмутским.

По словам Гальфрида (из "Истории королей Британии"), Стоунхендж начал свою историю во времена короля Константина. Позже Гальфрид добавил, что и Утер Пендрагон (именно так преподносится в некоторых легендах британский король Амвросий Аврелиан в качестве отца короля Артура), и король , или император, Константин, были похоронены в Стоунхендже.

Конечно, серьезно рассматривать рассказы Гальфрида не стоит, но в некоторых из них встречаются отрывки, заслуживающие внимания. Доподлинно известно: Стоунхендж совершенно точно не строился для увековечивания памяти погибших саксов или британцев. Но интересно, что древняя легенда так плотно связывает его с подобным назначением, а совсем недавно было обнаружено, что он является местом захоронения (о чем и упоминал Гальфрид).

Также Гальфрид писал, что камни Стоунхенджа обладают удивительной "силой". Действительно, камням приписывались мистические возможности довольно долго. Два камня из конструкции Стоунхенджа сыграли важнейшую роль в легенде об Артуре: никому не известный молодой человек стал королем от одного движения руки - он схватил загадочный меч и "легко и резко вытащил его из камня".

В XVII веке существовали и другие теории о Стоунхендже. Некий Эдмунд Болтон в 1624 году приписал его знаменитой Боадииции или Боудикке, королеве британцев, которая возглавила крупное восстание против римлян, но потерпела поражение и приняла яд. По-кельтски ее имя означает что-то вроде победы.

Однако, наиболее интересной считают теорию Джона Гиббонса. В его издании со странным названием "Стрела дурака, пущенная в Стоунхендж" (1670 г.) говорится о том, что комплекс является "старинным британским триумфальным тропическим храмом, возведенным в честь Анарайт, их богини победы, на поле кровавой битвы, в которой прославленный Станендж и его керигические великаны одержали победу над королем Дивитиаком и его белгами". Именно эта легенда являлась на тот момент самой реалистичной. Стоунхендж/Stonehedge

В 1740 году доктор Уильям Стьюкли опубликовал свою выдающуюся книгу "Стоунхендж - храм, возвращенный британским друидам". Стьюкли не только утверждал, что друиды поклонялись богам в Стоунхендже, но и заявил, что предметом из поклонения там был змей! Стоунхендж и подобные каменные кольца, по его словам, служили храмами змеев, иначе говоря, "Драконтиями". Однако Стьюкли в те моменты, когда не был занят своим друидизмом, провел полезные исследования Стоунхенджа. Он аккуратно измерил расстояния между местоположениями камней и попытался доказать легенду, что строители использовали меру длины, называемую "друидический локоть" и составляющую 20,8 дюйма. Стьюкли приписывают первое упоминание Аллеи, которая идет на северо-восток от монумента. И, вероятно, именно он открыл Курсус - большую низкую земляную насыпь к северу. И что удивительно для того не лишенного еще суеверий времени, он пытался датировать монумент с помощью науки.

В 1747 году архитектор из Бата Джон Вуд превзошел Стьюкли. Он издал книгу "Хореа Гигантум, в просторечии именуемый Стоунхенг, стоящий на равнине Солсбери, возвращенный, восстановленный и объясненный", которая "объясняла" все столь лаконично, что читатель мог решить, будто дальнейших объяснений и не требуется. К тому же, своей книгой он полностью подтвердил теорию Стьюкли, и уверял, что древняя и величественная постройка , приписываемая в простонародье Мерлину - предсказателю, является руинами друидического храма.

В 1771 году исследователи обратились к астрономии, очевидно, впервые со времен Стьюкли, чтобы объяснить расположение Стоунхенджа относительно сторон света.Доктор Джон Смит, известный главным образом как "человек, сделавший прививку от оспы", опубликовал брошюру под заголовком "Choir Guar, Великий оррерий древних друидов". Доктор Смит отстаивал мнение, что Стоунхендж был мистическим цифровым календарем. Например, он предположил ,что поскольку в одном из кругов насчитывалось 30 камней (Стоунхендж и по сей день представляет собой несколько концентрических окружностей) и в древнем зодиаке - 12 "знаков", то 30, умноженное на 12, давало 360, то есть количество дней в "древнем солнечном году". В своем мистифицировании Смит в усовершенствованном виде повторял точные наблюдения Стьюкли о том, что главная ось монумента находится на одной линии с восходом Солнца в день летнего солнцестояния. Вот его формулировка: "Стоунхендж был спланирован так, что в начале своего существования на рассвете в день летнего солнцестояния (самый длинный день в году) верховный друид, стоящий на своем месте и смотрящий вдоль правой линии храма, видел восходящее Солнце". Стоунхендж/Stonehedge

В 1796 году портной из Уилтшира по имени Генри Уэнси вернулся к астрономическому подходу к монументу: "Стоунхендж расположен в наилучшей позиции, возможной для наблюдения за небесными телами, поскольку в любую сторону до линии горизонта три мили".

XIX век принес самые разнообразные и интересные догадки о Стоунхендже. В 1812 году сэр Ричард Коулт Хоар составил достаточно точную карту истинного, а не предположительного расположения камней Стоунхенджа. Он с энтузиазмом перекопал прилегающее пространство, хотя и не в самом комплексе непосредственно, и доказал, что - как уже отмечал Стьюкли - некоторые из древних захоронений появились уже после возведения Стоунхенджа. Именно он обнаружил обломки камней Стоунхенджа в нескольких погребальных ямах.

Одну из первых разумных теорий о Стоунхендже выдвинул Джон Лебокк, сын астронома Джона Уильяма Леббока. Леббок - отец был знаменит своей работой по исследованию орбит комет, затмений и связи между притяжением Луны и приливами. Леббок - сын высказал здравое предположение о том ,что Стоунхендж и подобные каменные руины были сооружены в бронзовом веке, с 1500-го по 1000 г. до н.э. Его работы по изучению древности настолько высоко ценилась его современниками, что в 1900 г. он, как и его отец, был посвящен в рыцари и получил подобающий титул лорда Эйвберн.

Нельзя не отметить то, что именно Леббок поддерживал в XIX веке поддерживал Гальфрида, полностью соглашаясь с его теорией.

Так все и продолжалось: легенды, теории и гипотезы шли рука об руку до конца века. Исследователей интересовала загадка Стоунхенджа, но никто не знал и не знает наверняка, как он появился и зачем.

Литература

  1. Хокинс Дж., "Расшифрованный Стоунхендж. Обсерватория каменного века" / пер. с англ. О.О.Дмитриевой. - М.: ЗАО "Центрполиграф", 2006. - 255 с.
  2. Низовский А.Ю., Непомнящий Н.Н., "100 великих тайн". - М.:Вече, 2002. - 576 с. (100 великих)
  3. "Древо познания", №36


главная :: наверх :: добавить в избранное :: сделать стартовой :: рекомендовать другу :: карта сайта :: создано: 13.04.2008
Наша кнопка:
Научно-образовательный портал